Занимательная

педагогика

Увлекательное обучение технике чтения

Урок II


Тема "Выработка навыка составления и чтения слога на основе принципа слогообразования и чтения слога"

План урока


  1. Организационный момент  —  2 мин.
  2. Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания, зрительной и оперативной памяти  —  7 мин.
  3. Упражнение на повторение —  5 мин.
  4. Новая тема. Задание 1  —    10 мин.
  5. Физкультминутка   —    5 мин.
  6. Новая тема. Задание 2   —   6 мин.
  7. Подведение итогов и рекомендации  —   5 мин.


Ход урока


1. Организационный момент — 2 мин. (см.введение)

2. Упражнение на развитие способности к переключению и распределению внимания, зрительной и оперативной памяти — 7 мин.


Детям заранее раздаются листы с таблицей 5х3 и карандаши красного, зеленого и черного цветов.  


















На доске расположена таблица, где буква А представлена красным цветом, буква М — зеленым, а буква Т — черным.


M
T

M

T

A

M

A

T


Учитель обращает внимание первоклассников на их таблицы, затем на  доску, где располагается такая же таблица, как и у них, только увеличенная и заполненная разноцветными  буквами.

Далее учитель излагает цель задания: по его команде расположить эти буквы в своих таблицах в том же порядке и окрасить в тот же цвет.


Техника выполнения задания:

  1. Сначала дети вместе с учителем читают букво-звуки, изображенные  на картинке.
  2. Учитель просит ребят внимательно посмотреть на буквы, запомнить их расположение и цвет. Напоминает, что карандаши можно  брать только по его команде.
  3. На запоминание отводится одна минута.
  4. Затем картинка закрывается или убирается и дается команда приступить к выполнению задания.

Рекомендация! Пока не стоит рассказывать детям о рациональных способах запоминания и показывать им специальны приемы.


3. Упражнение  на повторение — 5 мин.


Работа по карточке.  Цель задания — составить слоги и проговорить получившиеся буквосочетания.

Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация


4. Новая тема. Задание 1 — 10 мин.


Формирование умения чтения слога на основе принципа чтения слога

Работа по карточке. Цель задания — составление и чтение слога при наличии одной из составляющих.

Углубляется понятие состава слога. Кроме того, начинает формироваться зависимость образованного слога от места положения основной буквы.

Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация

Далее ребятам показывается принцип чтения слога (буква, стоящая на письме на первом месте, должна читаться в первую очередь, слитность звуков и т.д). Вместе с учителем ребята по своим заполненным карточкам читают слоги.

Очень важно научить детей делать акцент на зависимости звучания слога от места положения составляющих его букво-звуков. Научившись сливать буквы в слоги, дети часто с трудом избегают одинакового прочтения слогов типа -АВ- — -ВА-; -УР- — -РУ- и т.п. вследствие отсутствия дифференциального подхода к слогам этого типа.

Этих ошибок можно избежать с помощью многих упражнений, одно из которых заключается в перестановке карточек с буквами, например, Р и У. Учитель на доске (с помощья магнитиков) соединяет и перекладывает карточки так, чтобы получились слоги РУ и УР.

Целесообразно это упражнение постепенно проделать со всеми гласными и согласными.
Рекомендация! Стоит следить за тем, чтобы у детей постоянно присутствовало внутреннее прочтение слогов.

5. Физкультминутка — 5 мин.


Игра «Посмотри и запомни»

Акцент делается на развитие внимания и зрительной  памяти

Перед началом игры учитель просит детей занять исходное положение. Затем объясняет правила игры, которые заключаются в том, чтобы запомнить его команды, а затем их повторить.    

Учитель медленно показывает несколько заранее заготовленных упражнений (пошаговых команд), при этом четко их считая. Ребята внимательно смотрят и запоминают.     

Цель упражнения — по команде учителя воспроизвести его действия.

Например: учитель говорит «раз» и делает шаг в сторону, командует «два» и прогибается назад, «три» - и занимает исходное положение, «четыре» - руки вперед  и т.д.      

Затем по команде учителя на счет: раз, два, три, ..., восемь ребята  повторяют эти упражнения (запрещается смотреть друг на друга).


6. Новая тема. Задание 2 — 6 мин.


Самостоятельное слогообразование

Работа по карточке. Цель задания — составление слога без составляющих и его прочтение.

Окончательный вариант цикла заданий на слогообразование. Ребенку даны составляющие и полная свобода действий. Слог образуется и записывается самостоятельно.

Поисковая деятельность данного цикла задач невелика, но задания носят формирующий характер.

Чтение каждого слога производится сначала самостоятельно, а затем вместе с учителем.

Занимательная педагогика - иллюстрация


Дополнительный материал

Занимательная педагогика - иллюстрация

Рекомендация! В свободное время (в классе, дома) необходимо решить все задачи этих циклов (составления слогов с каждой буквой алфавита) с обязательным прочтением слогов, чтобы ребенок четко усвоил принцип слогообразования и чтения слога. Тогда он получит возможность укрепиться в успешности своих операций со слогами.

7. Подведение итогов и рекомендации — 5 мин. (см.введение)


Тэги: В поддержку чтения, Подготовка к школе

У Вас недостаточно прав для добавления комментариев.
Возможно, вам необходимо зарегистрироваться на сайте.

Rambler's Top100