Занимательная

педагогика

Еще один шаг на пути воспитания патриотизма

Как классному руководителю провести интересно и плодотворно внеклассное мероприятие, посвященное Дню космонавтики или другому памятному событию в истории отечественной космонавтики, с наименьшими затратами сил и времени, даже если в школе состоится масштабное мероприятие или ребята поедут куда-нибудь на тематическую экскурсию? Провести так, чтобы эти важнейшие для нашей страны события стали для школьников личностно значимыми и они почувствовали гордость за свою страну, прониклись духом патриотизма.

В День космонавтики или в дни других памятных для российской космонавтики дат важнейшая задача семьи и школы – заинтересовать детей и подростков этими значительными событиями в истории нашей великой страны. Внеклассные мероприятия в честь этих событий являются одним из важнейших шагов на пути воспитания у школьников чувства патриотизма. Очень важно пробудить у них стойкий интерес ко всем значительным для нашего Отечества историческим явлениям. Но дети и, в особенности, подростки очень чувствительны к фальши, поэтому классному руководителю важно быть искренним в стремлении гордиться нашей страной, радоваться всем ее достижениям и огорчаться неудачам и лишениям.

В этой статье предлагается универсальный гибкий сценарий внеклассного мероприятия, которое может быть приурочено как к 12 апреля (Дню космонавтики), так и к 17 сентября (17 сентября 1857 года – дата рождения К.Э.Циолковского, основоположника теоретической космонавтики),  к 12 января (12 января 1907 года – дата рождения С.П.Королева, основоположника практической космонавтики), к 9 марта (9 марта 1934 года – дата рождения Ю.А.Гагарина, совершившего первый в мире космический полет), к 4 октября (4 октября 1957 года СССР вывел на орбиту Земли первый искусственный спутник).

И еще очень важный момент!

В этом 2017 году 4 октября весь мир будет отмечать 60 лет со дня начала космической эры человечества, которая ознаменовалась в 1957 году запуском первого в мире искусственного спутника Земли, а 17 сентября160-летие К.Э.Циолковского, отца русской космонавтики.

Надеемся, что вы, дорогие друзья, сможете не однажды воспользоваться этим универсальным гибким практическим материалом, адаптировав его к любому из названных событий и к школьникам самого разного возраста.
Данная разработка, ориентированная на классных руководителей учащихся 5-х – 9-х классов, содержит сценарий классного часа-мероприятия, посвященного отечественной космонавтике, рекомендации по его подготовке и проведению и небольшой увлекательный рассказ обыкновенной школьницы, которую вдохновил на его сочинение проникновенный рассказ экскурсовода.

Сценарий разработан с целью

1) активизации познавательного интереса и познавательной деятельности школьников,
2) закрепления прежних и приращения новых знаний о космосе и космонавтике,
3) воспитания чувства патриотизма посредством обращения к великому наследию прошлых поколений: формирования представления о тех замечательных людях нашей страны, которые стояли у истоков отечественной космонавтики, знакомства с великими свершениями нашего народа.

Рекомендации по подготовке мероприятия


Накануне праздника классный руководитель продумывает сценарий классного часа-мероприятия, выбирает название, относящееся к конкретной дате, или общее, например, такое: «Что я знаю о российской космонавтике», разрабатывает план его подготовки и проведения, а затем обращается к учащимся со словами: «Близится очень важный день для нашей страны – ________________. Вероятно, все вы знаете, чем же он так важен. А если для кого-то это пока еще секрет, ему будет предоставлена возможность полностью ощутить красоту и значительность того события, которое произошло ___________года. Но нам всем крайне необходимо не только знать о нем, но и осознать все величие случившегося. Я призываю вас отправиться в то замечательное время и проникнуться огромной радостью за нашу прекрасную страну, у которой такая славная история, страну, которой по праву можно и нужно гордиться».
Далее классный руководитель предлагает ребятам вместе подготовиться к классному часу-мероприятию, посвященному данному событию, пообщаться на эту тему и провести КВН, только с другой расшифровкой: Космос Влечет Нас. Представляет примерный план мероприятия и поясняет, что для этого необходимо:

  • обсудить детали, установить конкретные сроки мероприятия,
  • выбрать организатора и его заместителя,
  • назначить 2-х ведущих мероприятия (лучше мальчика и девочку),
  • определить судей-экспертов (3-х заинтересованных и обязательных учеников, которые к назначенному времени должны хорошо знать тему),
  • разбиться на три команды,
  • выбрать капитанов команд,
  • сформировать состав жюри (к 3-м судьям-экспертам добавить еще одного школьника – председателя жюри и ответственного за оценивание выступлений команд),
  • обсудить оформление кабинета (фотографиями или еще чем-нибудь на усмотрение учащихся), выбрать ответственного,
  • согласовать встречи с организатором, ведущими, экспертами и председателем жюри,
  • обсудить вопрос приглашения гостей (ими могут быть учителя, родители, школьники других классов). При необходимости мероприятие можно провести в актовом зале.
 
После распределения ролей и определения состава команд классный руководитель предлагает каждой команде подготовить название и эмблему, провести жеребьевку (определить порядок выступления команд), затем сообщает командам конкурсные задания для домашней заготовки, которыми являются приветствие, сценка, поделка-самодельная ракета, лучший малоизвестный факт и заключительная часть. Все, кроме заключительной части (об этом позже), будет оцениваться жюри (в том числе, название и эмблема).
Приветствие и заключительную часть готовят сами школьники. Каждое выступление должно отражать тему и быть непродолжительным (примерно 5-7 минут). Желательно музыкальным. Если им это сложно или нет времени на подготовку, можно всего-навсего выучить готовый текст и воспроизвести его речитативом под заранее выбранную и представленную организатору музыку.

Приветствие

Непросто нам рассказать без волненья
О том, что так фантазёров влечёт,
О тех, чей подвиг, труды и свершенья
Смогли снискать восхищенье и почёт.
Нам космос строить и жить помогает,
Он нас к открытиям новым ведёт,
Кто с ним в мечтах и по жизни шагает,
Тот никогда и нигде не пропадёт.
Выходим мы за пределы мечтаний,
Реальность нас в космонавты зовёт,
Полны мы веры, надежд, ожиданий,
Что очень скоро свершится наш полёт.
Пора нам сбросить невежества бремя,
Постичь науки, путь к звёздам найти,
И покорим мы пространство и время,
И сможем в мире порядок навести.
Мы всё добудем, поймем и откроем,
Полны мы планов и разных идей,
Из нас любой стать способен героем,
Оставить пламенный след в сердцах людей.

(на мотив песни «Марш веселых ребят» из к/ф «Веселые ребята», которую пел Леонид Утесов)

Чтобы слова хорошо воспринимались зрителями, желательно каждый конкретный момент петь одному человеку, а не всем вместе. Как вариант, каждый участник в определенной очередности исполняет одну строчку или куплет (монтаж).
Каждая команда споет эту песенку (или просто передаст речитатив под музыку) по-разному, поэтому жюри нетрудно будет оценить выступления.

Сценка – конкурсное домашнее задание, которое будет оцениваться особо, поскольку здесь делается акцент на важную информацию. Его тоже готовят сами школьники. Суть этого задания состоит в том, чтобы ребята очень кратко изложили свои знания на заданную тему. Для этого каждой команде классный руководитель раздает листочки с увлекательным рассказом (см. приложение) обыкновенной школьницы, который она сочинила, побывав накануне в музее К.Э.Циолковского. Этот небольшой рассказ под названием «Экскурсия в прошлое» содержит интересный неполный диалог девочки и Циолковского. Участникам необходимо обыграть эту беседу, раскрыв ее содержание, которое в рассказе скрывается под фразой «и я рассказала все, что знала о космосе, космонавтах, ракетах и спутниках». Сценка рассчитана на 7-8 минут, в ней задействованы всего два человека.

Конкурс «Малоизвестный факт» проводится между командами для того, чтобы ребята насобирали интересные и, главное, малоизвестные по их мнению факты, связанные с отечественной космонавтикой. А затем в каждой команде сообща отобрали самый лучший. Весь материал можно найти и в книгах (в школьной библиотеке), и в интернете.

Функции классного руководителя:

  1. обработка сценария, распределение ролей и определения состава команд (см.выше),
  2. подготовка раздаточного материала – конкурсных заданий на листочках для каждого члена команды и жюри (см.приложение),
  3. подготовка портретов
    • Юрия Гагарина (можно скачать здесь, изображение нужно распечатать на четырех листах А4 и затем их склеить, так картинка будет хорошо видна отовсюду),
    • К.Э.Циолковского,
    • С.П.Королева (остальных на усмотрение классного руководителя и участников),
  4. подготовка плакатов (см.приложение),
  5. встречи:
    • с ведущими (с целью разъяснения их задач, распределения ролей и дальнейших репетиций),
    • организатором (с целью разъяснения его задач, обсуждения информации о подготовительных действиях каждого звена цепочки и возможного содействия),
    • экспертами (с целью разъяснения их задач, установления уровня и качества их знаний по данному вопросу и возможного содействия),
    • председателем жюри (с целью разъяснения его задач, определения правил и критерия оценки выступлений, подготовки раздаточного материала для каждого члена жюри),
    • капитанами команд (с целью разъяснения их задач, обсуждения подготовительных действий команд и возможного содействия, распределения раздаточного материала для каждого участника команды).

Классный руководитель может помочь ребятам с репетициями (по их просьбе), но проконтролировать уровень подготовки мероприятия, оформление кабинета, качество выполнения домашнего задания необходимо, чтобы во время праздника все прошло успешно и у ребят остались приятные воспоминания. Также необходимо проверить у каждой команды выбранный малоизвестный факт, который они представят на конкурс (факт должен действительно иметь место, быть неизвестным большому числу людей и не совпадать с информацией других команд).
Отдельного разговора требует работа с ведущими. Ими должны быть ребята (мальчик и девочка) с четкой выразительной речью и хорошей памятью. Они произносят очень важную речь, и поэтому их выступление должно быть  эффектным. Здесь обязательны 1-2 совместные репетиции. Перед собой ребята должны иметь текст в неяркой папке и при необходимости изредка туда заглядывать.

Функции организатора и его заместителя:

  • встречи с капитанами команд с целью обсуждения подготовительных действий команд и контроля за их исполнением,
  • встречи с ответственным за оформление кабинета с целью отбора предложенного школьниками материала и контроля за дальнейшими действиями оформителя.

Функции капитанов команд:

  • утверждение состава команды, названия и эмблемы,
  • своевременный отчет организатору о ходе подготовительных действий,
  • подготовка домашнего задания,
  • обеспечение каждого члена команды необходимым материалом,
  • разъяснение членам команды их прав и обязанностей, правил групповой работы.

Функции оформителя кабинета:

  • размещение плакатов (см.приложение) и фотографий,
  • оформление доски (разделить на три части, в каждой части поместить название команды и таблицу, куда будут заноситься оценки по итогам каждого конкурса),
  • подготовка столов для команд и жюри, сцены, зрительных мест.

Названия конкурсов и их оценка по 5-балльной шкале

  • Приветствие команд (5б)
  • Конкурс названий (2б)
  • Конкурс эмблем (3б)
  • Конкурс «Что бы это значило» (4б)
  • Конкурс капитанов (5б)
  • Сценка «Беседа с Циолковским» (5б)
  • Конкурс самодельных ракет (5б)
  • Конкурс «Малоизвестный факт» (5б)
  • Конкурс «Пустые строчки» (5б)


Ход мероприятия


Классный руководитель всех приветствует, открывает мероприятие несколькими фразами и представляет ведущих.

Вступительная речь ведущих

1-й. Все  любят мечтать. Многие делают это с удовольствием и открыто, пересказывая свои мечты каждому встречному, другие предаются мечтам тайно, а кое-кто категорически отрицает свою причастность к этому якобы пустому занятию, но втайне путешествует, открывает, изобретает одним лишь движением мысли. Но доказано: все любят мечтать! Мечтают о разном: о путешествиях и великих открытиях, изобретениях и мировой славе, богатстве и достатке. Но есть у человека мечта вечная — космос!
2-й. Всё началось с того, что первый человек, поднявший голову, пропал. Нет, он не исчез, конечно, не провалился сквозь землю, но был захвачен и очарован совершенно магическим зрелищем звездной бесконечности. И ему, первобытному, неодолимо захотелось оказаться там, на волшебном сияющем поле. Он подпрыгнул, попытался ухватить огонек, но в руке оказалась пустота. Полез на дерево, но звезды не приблизились. Забрался на самую высокую гору, но сияющие волшебницы только смеялись над ним.
1-й. Шли года, века, люди строили высокие башни, но  звезды не пустили их к себе... Однако люди продолжали мечтать о небе, о космосе. Они мастерили себе крылья, изобретали воздушные шары, самолеты, поднимались все выше и выше. В нашей стране появился Константин Эдуардович Циолковский – русский ученый-теоретик и исследователь, основоположник космонавтики (поэтому его называют отцом космонавтики). Казалось, еще немного – и путь к звездам открыт.
2-й. Но случилось невероятное — злые, подлые люди развязали войну с нашей страной, которая расцветала на глазах, вызывая у них зависть. Они хотели стереть с лица земли наше государство. Не вышло, люди выстояли и, сплотившись, заново в рекордные сроки отстроили свою страну. Большого труда это стоило: враг уничтожил почти все, приходилось жить в землянках, впроголодь. Но прошло четыре года и вырос в сердце Родины самый главный Московский университет (в 1949 году), а еще через восемь лет государство отправило в космос первый спутник Земли (4 октября 1957 года).
1-й. Это был привет звездам, люди сказали космосу: «Мы идем с миром!». И, вероятно, поэтому звезды сказали: «Добро пожаловать!». Впервые в мире именно в нашей стране в космос полетел человек. Подготовка к полету была очень сложной и осуществлялась под руководством Сергея Павловича Королева – главного конструктора космический аппаратов, основоположника практической космонавтики. А совершил космическое путешествие вокруг Земли 12 апреля 1961 года гражданин Советского Союза, старший лейтенант Юрий Алексеевич Гагарин на космическом корабле «Восток-1». Так была открыта эпоха пилотируемых космических полетов.
2-й. Человеческая мечта осуществилась, она стала осязаемой, видимой, близкой каждому. Фантастический путь, полный лишений и невзгод, через войны, землянки и хлебные карточки привел мечтателей к звездам. Это произошло именно в нашем государстве. Именно поэтому для нас так важны великие события нашей космонавтики. Именно поэтому имя Юрия Гагарина знает каждый. И пусть Советского Союза уже нет, но это наша страна и наш путь. Путь от мечтаний в землянках в космос — через тернии к звездам!
1-й. А теперь мы предлагаем вам сыграть в КВН (Космос Влечет Нас). Просим команды и жюри занять свои места.
Ведущие представляют команды и капитанов, объявляют первый конкурс «Приветствие команд». Выходит команда, которая по итогам жеребьевки должна первой открывать конкурсы.
После выступления остальных команд жюри оценивает представление, подводит итоги, озвучивает их и заносит в таблицу на доске.
Далее проводятся конкурсы названий и эмблем команд с последующим после каждого итогом жюри.
Четвертым объявляется конкурс Что бы это значило, где необходимо остроумно и ближе к теме мероприятия обыграть аббревиатуру КВН, например, как здесь: Космос Влечет Нас.
После подведения итогов объявляется конкурс капитанов. Приглашаются капитаны команд и им ведущие задают вопросы. Засчитывается первый правильный ответ.
Внимание! Некоторые вопросы одинакового содержания специально перефразированы, чтобы ввести игроков в заблуждение.
  1. Можно ли Гагарина назвать пионером и если да, то почему?
  2. Кто из ученых нашей страны является отцом русской космонавтики?
  3. Как называется летательный космический аппарат?
    Почему 4 октября 1957 года считается началом космической эры человечества?
  4. Кто был вторым космонавтом в нашей стране?
  5. Сколько у Земли естественных спутников?
  6. К какому событию приурочено празднование Дня космонавтики?
    Кто из советских космонавтов первым вышел в открытый космос?
  7. Какие планеты нашей солнечной системы вы знаете?
  8. Назовите выдающегося конструктора ракетно-космических систем, с именем которого связаны первые победы нашей страны в освоении космоса.
  9. Что такое вселенная?
  10. Какие планеты составляют нашу солнечную систему?
  11. Как называется пространство вокруг планет?
  12. Назовите позывной Юрия Гагарина во время его космического полета.
  13. Как называется явление, когда все планеты Солнечной системы выстраиваются в одну линию?
  14. Назовите космонавта, совершившего первый космический полет.
  15. Как называется городок, в котором живут и работают космонавты?
  16. Назовите первую женщину космонавта нашей страны.
  17. Что такое галактика?
  18. Знаменитые слова Юрия Гагарина во время старта?
  19. Как называется галактика, в которой мы живем?
  20. Кто из ученых является основоположником теоретической, а кто основоположником практической космонавтики?
Далее подводятся итоги и объявляется конкурс - сценка «Беседа с Циолковским».
Выходят в порядке очереди по два участника от команд и показывают небольшое представление (см.выше).
Затем после оценивания объявляется конкурс самодельных ракет. Каждая команда представляет свою самоделку на суд зрителей и жюри.

Подводятся итоги и  объявляется конкурс «Малоизвестный факт». Заслушивается сообщение представителя каждой команды, оценивается и после подведения итогов объявляется конкурс «Пустые строчки». Всем участникам команд выдаются заранее приготовленные листочки с текстами, где в пустые места необходимо вписать нужные сведения (см.приложение). Побеждает тот, кто быстрее выполнит работу (в случае, если ответы правильные). Проверяются работы всех участников команд и выбираются лучшие. Если, к примеру, только один член команды задание выполнит верно, но раньше других команд, где все у всех будет сделано идеально, все равно выигрывает его команда. Это командная игра и об этом условии ребят надо предупредить заранее.

После вынесения оценки происходит общее подведение итогов игры.
Ведущие подводят окончательный итог, определяется команда-победительница.
Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов, которое зависит не только от количества и качества выполненного задания, но и от активности каждого игрока команды, от дисциплины, от умения школьника работать в команде.

Далее звучит краткая речь классного руководителя, который обозначает причину мероприятия, выражает восхищение, благодарит ребят и просит всем вместе выразительно произнести слова заключительной части, чтобы ими завершить незабываемую встречу.

А заключительная часть может быть такой.

О, космонавтика наша родная,
Ты веру и истину людям несёшь,
Просторы вселенной приоткрывая,
Надежду на лучшую жизнь подаёшь.
Теперь мы навеки с тобой будем связаны,
Как те, кто стоял у истоков твоих,
Узнав их стремленья, мы просто обязаны
Мечты воплотить в достиженьях своих.

Эти слова напоследок (обязательно стоя) произносят все участники мероприятия. Поэтому их необходимо заранее выучить каждому школьнику.

 

Приложение


Рассказ «Экскурсия в прошлое» находится здесь.

Плакаты

  1. Земля — это колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели. (К.Э.Циолковский)
  2. Жизнь показывает, что и космос будут осваивать не какие-нибудь супермены, а самые простые люди. (Юрий Гагарин)
  3. Космонавтика имеет безграничное будущее, и ее перспективы беспредельны, как сама Вселенная. (С.П.Королев)
  4. Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её! (Юрий Гагарин)
  5. Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка, а за ними шествует точный расчет. (К.Э.Циолковский)

Бланк для конкурса «Пустые строчки».

  1. ____________2017 года – _______–летие полета __.__. Гагарина в космос.
  2. _____________ года был запущен первый искусственный спутник Земли.
  3. Первый в мире космонавт ____________поднялся в космос на корабле _______________, который был запущен с космодрома __________________.
  4. После _____ минут полета Гагарин успешно приземлился в _________________области, неподалеку от города ______________.

Добавить комментарий

Ваш комментарий будет показан на этой странице после одобрения администратором.
Для успешной отправки сообщения необходимо ввести проверочный код с картинки внизу.
Если вы не можете прочитать проверочный код, нажмите левой кнопкой мыши на поле "Обновить", находящееся под картинкой.

Чтобы опубликовать комментарий сразу, необходимо зарегистрироваться на главной странице сайта, затем произвести вход на сайт с зарегистрированным именем и паролем.


Защитный код
Обновить

Rambler's Top100